|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
См. также: | Каталог: Оргстекло (акриловое стекло, ПММА) |
Технологии: АБС + ПММА | |
Наличие в продаже и цены на оргстекло |
Александр Гальченко, к.х.н., главный специалист по полимерным материалам
ЗАО "Гельветика-Т"
На российском рынке листовых материалов, используемых в производстве рекламной продукции, торгового, медицинского и сантехнического оборудования, в строительстве и в автомобилестроении, недавно появился новый ударопрочный материал, наилучшим образом подходящий для изготовления различных изделий сложной геометрической формы методами пневмо- и вакуумформования. Этот материал состоит из двух слоев. Нижний слой - акрилонитрилбутадиенстирольный каучук (АБС) является продуктом сополимеризации акрилонитрила, бутадиена и стирола, то есть модификацией ударопрочного полистирола. По своим эксплуатационным характеристикам АБС превосходит УПС, обладая улучшенными свойствами (в том числе повышенной стойкостью к атмосферному и химическому воздействию) благодаря введению в полимерную молекулу фрагментов акрилонитрила. В то же время, оптимальное сочетание акрилонитрильных и бутадиеновых звеньев с фрагментами стирола обеспечивает АБС эластичность и необходимую ударопрочность, что делает его одним из самых востребованных пластиков для производства сложных формованных изделий с высокой степенью вытяжки. Верхний слой - твердый полиметилметакрилат (ПММА, оргстекло), нанесен на основной материал АБС методом соэкструзии. Толщина слоя ПММА в зависимости от назначения пластика составляет 5-10 % от толщины слоя АБС. Соэкструзионное ПММА-покрытие делает поверхность материала более жесткой и твердой, устойчивой к ультрафиолетовому излучению и агрессивным средам. Все эти свойства характерны для оргстекла. Кроме того, поверхностному слою легко придается любой необходимый цвет и фактура поверхности без воздействия на основной слой АБС. Это важно, потому что именно АБС при вакуумформовании отвечает за ударопрочность конечного изделия и обеспечивает необходимые качества для проведения формования в оптимальном режиме. Области применения нового материала очень разнообразны благодаря многочисленным вариациям толщины и цветовой гаммы верхнего слоя ПММА. В рекламной индустрии использование такого рода пластиков позволяет создавать уникальные по форме объемные элементы. В Европе и США наружная реклама развивается в направлении реализации единичных эксклюзивных проектов. Это часто требует использования специальных материалов, в полной мере отвечающих особенностям современных производственных технологий и способных воспроизводить желаемые формы рекламных объектов с необходимыми эксплуатационными качествами. Готовое изделие должно не только удовлетворять строгие запросы заказчиков, но и соответствовать требованиям городской среды - быть прочным и безопасным в эксплуатации, не терять привлекательности (не деформироваться и не выгорать) на протяжении всего срока службы. Как раз использование таких двухслойных материалов, как АБС+ПММА, обладающих комплексом характеристик, присущих двум этим пластикам, и делает возможным развитие рекламной индустрии в вышеназванном направлении. Области применения нового материала очень разнообразны благодаря многочисленным вариациям толщины и цветовой гаммы верхнего слоя ПММА. В рекламной индустрии использование такого рода пластиков позволяет создавать уникальные по форме объемные элементы. В Европе и США наружная реклама развивается в направлении реализации единичных эксклюзивных проектов. Это часто требует использования специальных материалов, в полной мере отвечающих особенностям современных производственных технологий и способных воспроизводить желаемые формы рекламных объектов с необходимыми эксплуатационными качествами. Готовое изделие должно не только удовлетворять строгие запросы заказчиков, но и соответствовать требованиям городской среды - быть прочным и безопасным в эксплуатации, не терять привлекательности (не деформироваться и не выгорать) на протяжении всего срока службы. Как раз использование таких двухслойных материалов, как АБС+ПММА, обладающих комплексом характеристик, присущих двум этим пластикам, и делает возможным развитие рекламной индустрии в вышеназванном направлении. В последнее время наблюдается интенсивное развитие производства изделий санитарно-технического и оздоровительного назначения - разнообразных по форме и дизайну соляриев, бассейнов, ванн-джакузи, душевых поддонов, кабин и сопутствующих элементов. Раньше для изготовления многих изделий такого рода использовали блочный (литой) ПММА. Производство акриловых ванн - прозрачных, цветных, белых, - методом вакуумформования требовало использования листового материала достаточно больших толщин - 6-8 мм. Это объясняется низкой ударопрочностью и недостаточной эластичностью ПММА. При малых толщинах листа на участках глубокой вытяжки при вакуумформовании происходит значительное утонение материала, что при остывании может провоцировать трещинообразование. К тому же, тонкостенное изделие не обладает достаточной прочностью, и в процессе эксплуатации возможно нарушение его целостности. Использование оргстекла большей толщины приводит к значительному удорожанию изделия за счет высокой стоимости исходного материала и увеличения трудо- и энергозатрат на его производство. Двухслойный листовой материал АБС+ПММА позволяет избежать всех вышеизложенных сложностей. Высокая ударопрочность и эластичность АБС позволяет использовать материал толщиной 4-5 мм. В целом, весь производственный процесс значительно оптимизируется, а затраты на материал (АБС значительно дешевле ПММА) сокращаются в 1,5 раза. Весь комплекс свойств двухслойного пластика - ударопрочность АБС, теплостойкость, жесткость, твердость, глянец и широкая цветовая гамма ПММА, - выдвигает его на первое место среди других листовых материалов аналогичного назначения. Наиболее известными на российском рынке фирмами, производящими двухслойный соэкструзионный АБС+ПММА являются SENOPLAST (Австрия) и ATHLONE EXTRUSIONS P.L.C. (Ирландия). SENOPLAST производит листы марок SENOSAN 2000ВМ (10% ПММА), SENOSAN 2000Х (5% ПММА), SENOSAN 3000ВМ (усиленный ПММА 10%), SENOSAN 3000Х (усиленный ПММА 5%) толщиной 3-11 мм и шириной 400-2200 мм. ATHLONE производит листы марок ATHPOL АВ 301Р, AB 301P10 (усиленный ПММА) толщиной 1,5-9 мм и шириной 3500-2150 мм. Пластик марки 3000 ВМ толщиной 4-11 мм используется для изготовления бассейнов, ванн, душевых поддонов, раковин, пластик марки 3000Х толщиной 3-6 мм рекомендуется для изготовления душевых поддонов, раковин, стен душевых кабин, панелей для ванн. В таблице приведены характеристики различных марок листовых пластиков АБС+ПММА. Из приведенных данных видно, что новому материалу свойственны повышенные значения ударопрочности, характерные для АБС, и высокие показатели прочности на разрыв и на изгиб характерные для ПММА. Именно сочетание всех этих показателей (данные для всего листа даны в последней колонке таблицы) дает уникальный комплекс технологических и эксплуатационных характеристик материалов на основе АБС с соэкструзионным слоем ПММА.
|
|
|||||||||||||||||
|